Деятельность школы

Деятельность МБОУ «Вечерней (сменной) общеобразовательной школы №43 станции Паницкой Красноармейского района Саратовской области» строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности обучения, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Основным видом деятельности МБОУ Вечерней (сменной) общеобразовательной школы является реализация образовательных программ основного общего и среднего (полного) образования.
Деятельность МБОУ «В(С)ОШ № 43 ст.Паницкой» направлена на:
• гармонизацию отношений личности и общества, социальную адаптацию и реабилитацию осужденных;
• формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ;
• адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
• создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ учащимися школы;
• формирование личности, готовой к самоопределению своего места в жизни, ресоциализация осужденных, оказание содействия в бытовом и трудовом устройстве на базе среднего общего образования.
Ежегодно в МБОУ Вечерней (сменной) общеобразовательной школе обучается от 100 до 220 учащихся отбывающих наказание в исправительном учреждении ИК -7, КП-11, ИК-23, расположенных на территории Красноармейского района Саратовской области ст Паницкая, с. Усть-Золиха, п. Каменский.
Педагогическим коллективом проводится работа по восстановлению пробелов и утраченных знаний по каждому из изучаемых а школе предметов, особенно по русскому языку, литературе, математике, физике и химии.
Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся осужденных, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь. Работа по привитию навыков культурного поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства проводится педагогами школы совместно с воспитательной частью учреждения. Учителя школы работают непосредственно в закрепленных за ними отрядах осужденных, делая акцент на индивидуальную работу с каждым учеником. В планах работы классных руководителей отражались мероприятия, направленные на эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Деятельность педагогического коллектива подчинена задачам обучения учащихся – осужденных, привитию им навыков неукоснительного соблюдения действующего законодательства, культурного поведения, а также привитию им желания продолжать обучение после окончания школы.
Совместно с воспитательным отделом учреждения в течение учебного года проводились заседания советов воспитателей, на которых затрагивались вопросы нравственного воспитания учащихся, обсуждались недостатки в воспитательной работе и намечались пути их устранения.
Основная часть учителей имеет длительный опыт работы при исправительном учреждении:
Захарова Л.В. педагогический стаж- 34 г, в колонии -29 лет ;
Захаров Г.Ю. педагогический стаж- 6 г, в колонии -29 лет
Алексеева Т.Д. педагогический стаж- 29 г, в колонии -27 лет
Долгополова О.В. педагогический стаж- 34 г, в колонии -27 лет
Тепфер Т.А. педагогический стаж- 37 г, в колонии -22 года
Пархоменко А.В. педагогический стаж- 37 г, в колонии -33 года
Педагогический коллектив уделяет особое внимание вопросам повышения педагогического мастерства учителей. С целью обмена опытом работы проводились семинары, открытые уроки и внеурочные мероприятия, регулярно посещали курсы повышения квалификации
Уроки проводятся на достаточно высоком методическом уровне. Педагоги продолжают изыскивать новые формы работы по привитию учащимся желания получать знания, вырабатывают у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работают над реализацией учебных программ. Одной из основных противоречий нашей школы – между недостаточным уровнем первичных знаний учащихся и необходимостью обеспечения прочных знаний с первых дней учебных занятий. В самом начале обучения программы практически всех предметов предусматривают вводно – корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению нового систематизированного содержания предметов. Учителя стремятся использовать вводное повторение как для выявления опорных знаний, так и как обучающее, помогающее учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для обучения предмету. Все это формирует в дальнейшем опорные знания и понятия, что является одним из требований государственных учебных программ.
В связи с рядом объективных причин (угнетенное психологическое состояние учащихся, их забывчивость, порой нежелание запоминать учебный материал), в повседневной учебной работе с учащимися постоянно присутствовало (и будет продолжать присутствовать) проблема выравнивания их знаний. Эту проблему педагоги старались решать на всех этапах обучения – на уроках, индивидуальных консультациях, когда учителя углубляют знания, умения и навыки учащихся по основным вопросам изучаемого материала.
Важным условием для реализации учебных программ является их связь с жизненным и производственным опытом; как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают такие знания, какие они, по их представлению, лучше всего в будущем могут применить на практике. Поэтому учителя старались там, где это представлялось возможным, показать применение получаемых знаний на практике.
Как и прежде, одним из примеров деятельности учителей является их работа по привитию учащимся – осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Продолжалось проведение учителями таких форм уроков, как интегрированных и уроков – вечеров, при подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с кроссвордами, сканвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают обобщения, самостоятельно мыслят.
Весь воспитательный процесс направлен на то, чтобы осуждённые после освобождения, чувствовали себя нужными обществу. Главная задача педагогов – воспитателей – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота.

Поэтому педколлектив начал работу над общешкольной методической темой «Реабилитация личности средствами образования».
Педагоги школы в своей воспитательной деятельности делают акцент на усиление воспитательного процесса, используют технологии, не уничтожающие личность учащихся – осуждённых, а утверждающие ценность и достоинство человека.
В школе каждый учитель чётко планирует воспитательную работу в классах. Проводится изучение личности осуждённых, с целью получения правильного, объективного представления об осуждённых.
Классными руководителями ведётся длительная целенаправленная работа, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальная работа, как система психолого – педагогического воздействия коллектива воспитателей, отдельных осуждённых с положительной направленностью, имеет цель – способствовать исправлению спецконтингента. А именно, разрушить ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя.
Каждый учитель – воспитатель проводит главную мысль: человек – личность – творец своей судьбы и возможности его в этом плане безграничны.
Интересные дискуссии на таких общешкольных мероприятиях, проводимых учителем русского языка и литературы Тепфер Т.А., возникли у учащихся на обсуждении таких тем, как « К чему люди стремятся в жизни?», « Зачем молодым людям образование?» Педагогами было проведено анкетирование, результаты которого показали, что для многих учащихся образование в будущем имеет большую роль. Очень многие задумываются о перспективах новой жизни на свободе, заражены оптимизмом и верой в себя.
Очень интересно прошли беседы о духовно – нравственном воспитании «Азбука нравственности» . На этих мероприятиях педагоги выявляли положительные качества в каждом ученике. Благодаря такому подходу к воспитанию учителям удаётся привлечь большую группу учащихся к активной работе на уроках и во внеклассных мероприятиях.
Большой популярностью пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Это – Клуб знатоков «Что я знаю о своей Родине» , Брейн – ринг по физике , «Необычные биологические викторины» , «Годовой круг праздников , «А, ну-ка, парни» . Все эти общешкольные мероприятия были подготовлены совместными усилиями педагогов и учеников. И что важно помимо воспитательного характера, на этих мероприятиях прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном поединке учащиеся школы сражались за звание лучшего знатока того или иного предмета.
Для большинства учащихся нашей школы большое значение имеют мероприятия, формирующие культуру поведения, воспитывающие художественный вкус. Ведь многие из них воспитывались в асоциальной среде. Поэтому традиционно в школе проводятся беседы, викторины, посвященные культуре поведения, этикету , вечера, посвящённые маме «Портрет моей мамы» , литературно-музыкальные гостиные .
Ребята узнают о нормах и правилах поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов, рассказывают о своих близких людях, раскрываются с новой, положительной стороны.
Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только путём выявления и развития положительного в каждом человеке. Этот принцип – принцип опоры на хорошие стороны характера воспитанника используется всеми педагогами школы, является приоритетным. Только благодаря такому подходу к воспитанию нашим учителям удаётся привлечь большую группу учащихся к активной работе на уроках и внеклассных мероприятиях.
Многим учащимся нравятся мероприятия, ставшие традиционными: «День Матери», «Праздник осени», « День защитника Отечества», «Этот День Победы». Все эти мероприятия носят в себе большой воспитательный заряд.
Учителя проводят большую работу по пропаганде непрерывного обучения среди осуждённых . Они проводят консультации, тестирование по профориентации, беседы и лекции.
Все учителя школы являются членами Советов воспитателей отрядов, поэтому каждый разрабатывает перечень мероприятий, проводимых как в школе, так и в отрядах.
Большой популярностью пользуются беседы о народных рецептах лечения. Акцент в проведении таких мероприятий делается на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду, повышение образовательного и культурного уровня.
Всю воспитательную работу администрация и педколлектив школы строили совместно с отделом воспитательной работы исправительного учреждения.
Анализ инновационных процессов.
В истекшем учебном году педагогический коллектив решал проблему: «Воспитание гражданской зрелости учащихся через совершенствование адаптивной системы обучения на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания. Подготовка учащихся-осуждённых к жизни в условиях свободы».
В условиях работы по адаптивной системе обучения удаётся обучать учащихся приёмам самостоятельной работа на уроках географии и биологии, самоконтролю и взаимоконтролю через работу в малых группах, научить умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Этому учащиеся учатся при написании рефератов, докладов, подготовке и участии в учебно-практических конференциях и семинарах по химии и биологии .
Адаптивной системы обучения – это отказ от зубрёжки, это развитие мышления учеников. Учителя математики Алексеева Т. Д и Захарова Л.В. добиваются этого через разработку и использование дифференцированных задач, заданий с адаптацией к учебным возможностям учащихся; а учитель физики Пархоменко А.В. – через решение физических задач с производственным содержанием.
Большинство учителей продолжают работу по внедрению новых форм проведения уроков. Удаются и приносят результаты уроки-вечера , бинарные и интегрированные уроки ( химия. – физика). На таких уроках учащиеся активны, любознательны, проявляют самостоятельность мышления.
Учитель истории Захаров Г.Ю. широко использует на своих уроках создание проблемных ситуаций. Суть системы адаптивной системы обучения через личностно-ориентированного обучения в том, что эффективность обучения заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Именно так стремится строить процесс обучения учитель биологии Долгополова О.В. Учащиеся при такой организации работают как бы в трех режимах: вместе с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно. Пользуясь моделью урока в адаптивной системы обучения, учитель определяет в учебнике, по которому работает, материал для совместного обучения, для самостоятельной работы и для индивидуальной работе с учителем. Учителю при обучении химии в системе адаптивной системы обучения удаются игровые методы, позволяющие не только повысить интерес к предмету, но и посредством этого метода развивать мышление учащихся.
Решая математические задачи, учитель . посредством составления программ той или иной степени сложности, учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями, обусловленными пробелами в знаниях. Это заставляет их более серьёзно возвращаться к давно пройденному, забытому материалу, «докапываться» до истины. Учащиеся начинают чувствовать свои силы, что стимулирует их постигать новые рубежи знаний.
Все педагоги школы принимают активное участие в школьных вечерах отдыха, как традиционных, так и индивидуальных, запланированных в рамках проведения предметных месячников. Беседы, проводимые с учащимися школы так или иначе затрагивают проблемы их ресоциализации и адаптации. Важно отметить, что уровень активности учащихся-осуждённых на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых нестандартно, был выше и уровень их знаний раскрывался полнее.
Проводимая в школе воспитательная работа помогает многим учащимся и другим осуждённым обрести уверенность в себе, становится добрее, отзывчивее, повышать свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 278